ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА
ПРОЕКТНАЯ (от лат. projectus – брошенный вперед) МЕТОДИКА.
То же, что метод проектов. Одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В ее основе лежит личностно-деятельностный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа, например, выпуск газеты или журнала, сборника статей, подготовка выставки, спектакля, концерта и др. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учительгруппа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности. В результате такой деятельности происходит непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур, мотивируется речевая деятельность на изучаемом языке. Требования к методу проектов как педагогической технологии были сформулированы в работе Е. С. Полат (1998). По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяют следующие виды проектов в области изучения иностранного языка (Коряковцева, 2002):
1. Конструктивно-практические проекты. Например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание, разработка ситуации общения.
2. Игровые / ролевые проекты. Например, разыгрывание ситуации, драматизация события, сочинение собственной пьесы.
3. Информационные и исследовательские проекты. Например, «Русский язык и его использование в качестве средства междунар. общения», «Особенности поведения англичан в различных ситуациях общения».
4. Проекты конкретного социологического обследования (survey project). Например, «Использование английского языка в России».
5. Издательские проекты. Например, заметка в газету.
6. Сценарные проекты. Например, «Программа вечера английского языка».
7. Творческие проекты (creative works). Например, сочинение на свободную тему, перевод произведения на родной / иностранный язык. Приведенные виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены в области изучаемого языка и культуры или носить междисциплинарный характер. Метод проектного обучения возник в начале XX в. в США. Его главный тезис – ребенку интересно учиться, если он понимает, что приобретенные знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу. Цель метода – перейти от школы памяти к школе мышления, перенести акцент с обучающего учителя на познающего ученика. В России с этими идеями познакомились в 1925 г., когда на русский язык была переведена работа У. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». Идеи метода нашли отражение в педагогических системах С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко (коммунарское обучение). В 30-е гг. этот метод был отброшен общеобразовательной школой, но частично применялся в профессиональной (лабораторно-бригадный метод). В середине XX в. школы США и Европы вновь обратились к проектному обучению. В начале 90-х гг. оно стало возвращаться и в российские школы. Реализуются, например, следующие правила для участников проекта:
1. Проект не отменяет обязательную программу обучения, но делает ее освоение, а также поиск новой информации за пределами школы мотивированными. Участники проекта понимают, зачем они учатся и как могут применить свои знания.
2. В команде нет лидеров и отстающих. Все равны.
3. Каждый ощущает полезность и компетентность – собственную и членов команды.
4. Команды не соревнуются, а получают удовольствие от общения друг с другом и работы над темой, которая им интересна.
5. Ответственность за конечный «продукт» несет вся команда. Работа над проектом включает три стадии:
1) планирование;
2) подготовка и исполнение проекта;
3) обсуждение и оценка проекта. В процессе подготовки и осуществления проектов учащимся предоставляется возможность подбирать материал, который будет использован в проекте, конструировать его содержание. Основная часть работы над проектом проводится учащимися самостоятельно, как правило, в часы самоподготовки. В аудитории при участии преподавателя проходят лишь начальная и заключительная части работы. Роль преподавателя состоит в том, чтобы создать условия, максимально благоприятные для проявления творческого потенциала учащихся, координировать работу, помогать преодолевать возникающие трудности. Участие в проекте развивает умение работать в коллективе. С точки зрения обучения иноязычной речи самым большим достоинством творческих проектов является самостоятельность работы учащихся в поиске материала по теме проекта и оформления своих мыслей с опорой на приобретенный речевой опыт и имеющуюся литературу. Работа над проектами отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения. Эта модель включает использование приемов работы с разнообразными источниками информации, приучает учащихся творчески мыслить, находить возможные варианты решения поставленной в проекте задачи, выбирать способы и средства их реализации (Полат, 2000; Коряковцева, 2002; Конышева, 2003).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА" в других словарях:

  • Проектная емкость — объекта число мест или посещений в смену, предусмотренных проектным решением здания. Источник: Методика расчета обеспеченности жилой застройки районов Москвы школами, детскими садами и поликлиниками …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Проектная оценка надежности — Оценка надежности, проводимая при проектировании с учетом результатов теоретических расчетов по справочным данным. Источник: РНД 73 16 90: Методика по расчету пока …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методика расчета обеспеченности жилой застройки районов Москвы школами, детскими садами и поликлиниками — Терминология Методика расчета обеспеченности жилой застройки районов Москвы школами, детскими садами и поликлиниками: Дефицит мест состояние, при котором объект является перегруженным (фактическая наполняемость выше проектной емкости).… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения — Терминология Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения: Водяная система теплоснабжения система теплоснабжения, в которой… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Авария проектная — 3. Авария проектная авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение ее последствий установленными для таких аварий пределами. Источник: НП 016 2000:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РБ 020-01: Методика оценки выбросов соединений йода в атмосферу при авариях на АЭС с реакторами ВВЭР-1000 — Терминология РБ 020 01: Методика оценки выбросов соединений йода в атмосферу при авариях на АЭС с реакторами ВВЭР 1000: 1 . Абсорбция поглощение вещества из газовой или жидкой среды всей массой другого вещества (абсорбента). Определения термина… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РНД 73-16-90: Методика по расчету показателей надежности системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре — Терминология РНД 73 16 90: Методика по расчету показателей надежности системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей при пожаре: Peзерв Совокупность дополнительных средств, используемых для резервирования. Определения термина из разных …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Документация проектная — – документация на стадиях: эскизный проект застройки (ЭПЗ), проект застройки (ПЗ), рабочий проект застройки (РПЗ), эскизный проект (ЭП), технико экономическое обоснование (ТЭО), проект (П), рабочий проект (РП), рабочая документация (РД).… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • РД ЭО 1.1.2.09.0772-2008: Методика оценки технического состояния и ресурсных характеристик систем и средств противопожарной защиты энергоблоков атомных станций — Терминология РД ЭО 1.1.2.09.0772 2008: Методика оценки технического состояния и ресурсных характеристик систем и средств противопожарной защиты энергоблоков атомных станций: 3.1 автоматический пожарный извещатель: Пожарный извещатель, реагирующий …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методы и приемы обучения — авмо, автоматизация обучения, активизация процесса обучения, активные методы обучения, активный метод обучения, алмо, аналитико имитативный метод обучения, армейский метод обучения, асинхронное обучение, аспектное обучение, аспектно комплексное… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»